Доступная среда

Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики, в том числе в части реализации Программы по созданию безбарьерной (доступной) среды для инвалидов и маломобильных групп населения.
Безбарьерная (доступная) среда – это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни и способствующая наиболее полному развитию способностей и максимальной интеграции инвалидов в общество.
В современном обществе создание доступности образовательного пространства – приоритетная задача не только государственного, но и международного значения. В настоящее время государственная политика нашей страны направлена на поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Согласно образовательной политике Российской Федерации, «Особое внимание требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…» Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.
Федеральные документы
Конвенция о правах инвалидов
Федеральный закон от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
Федеральный закон от 01.12.2014г. № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов «
Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 г. № 1309 «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»
В нашем ДОО создана база дидактических и развивающих игр, пособий, наглядного и раздаточного материала, методической литературы для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ. Программно-методическое обеспечение педагогического процесса направлено на выполнение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), что связано с использованием программ и технологий, обеспечивающих гармоничное развитие ребенка, ориентацию на удовлетворение социального заказа.
В детском саду создана и постоянно пополняется развивающая предметно-пространственная среда, отвечающая требованиям ФГОС ДО и СанПиН, с учетом возрастных и психологических особенностей детей, зарождающихся половых склонностей и интересов и конструируется так, чтобы ребенок в течение дня в ДОО мог найти себе увлекательное дело, занятие.
В группах созданы условия для самостоятельной деятельности детей на основе свободного выбора; обеспечивается баланс между дидактическим, игровым, спортивным и другим оборудованием; дидактический материал подобран с учетом функциональности, качества, эстетичности, возможности активной и целенаправленной деятельности; в группах созданы музыкальные, театрализованные уголки, условия для творческого развития.
В каждой возрастной группе ДОО созданы условия для самостоятельной активной и целенаправленной деятельности детей. В группах старшего дошкольного возраста имеются уголки исследовательской деятельности, оснащенные материалами для экспериментирования, коллекциями камней, ракушек, лупами, микроскопами, колбочками, емкостями различных размеров и т.п.
Пространство групп детского сада организовано в виде хорошо разграниченных зон («мини — центров»), оснащенных достаточным количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям. Оснащение центров меняется в соответствии с планированием образовательного процесса.
В качестве таких центров развития представлены:
•мини — центр для сюжетно-ролевых игр;
•книжный центр (библиотека);
•мини — центр настольно-печатных игр;
•центр природы (наблюдений за природой);
•спортивный центр ;
•игровой центр (с игрушками, строительным материалом);
• центры для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей — конструктивной, изобразительной, музыкальной, театрализованной и др.;
• игровой центр с крупными мягкими конструкциями (блоки, домики, тоннели и пр.) для легкого изменения игрового пространства.
За каждой возрастной группой закреплена территория, теневой навес. Территория ДОО озеленена, оформлены клумбы, огород. На уличных площадках имеется разнообразное игровое и спортивное оборудование. В теневых навесах обустроены игровые зоны.
На территории ДОО имеется спортивная площадка, оборудованная лестницами различного назначения, турниками, бревном для тренировки равновесия, ямой с песком для прыжков в длину, футбольным полем с воротами.
При создании развивающей предметно-пространственной среды в качестве основополагающих были приняты следующие положения:
— предметная среда – не только средство обучения, но и условие развития личности ребенка;
— во всех взаимодействиях ребенка с предметным миром посредником является заинтересованный и компетентный педагог;
— предметная среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся.
Развивающая предметно-пространственная среда создана в соответствии с интересами и потребностями детей, реализуемыми ОП ДО и детскими видами деятельности и включает:
— предметы, материалы, пособия, направленные на развитие органов чувств, двигательного аппарата, интеллектуальных, творческих способностей, речевой активности, а также содействующие развитию навыков повседневной практической деятельности и ознакомлению с окружающим миром;
— развивающие зоны по видам детской деятельности в групповых помещениях.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицам с ОВЗ, имеется только в рамках совместной работы педагога с детьми. Специально оборудованного компьютерного кабинета нет.
В связи с отсутствием в ДОО воспитанников, имеющих особенности в развитии и требующих использования специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, педагоги ДОО для работы с инвалидами и лицами с ОВЗ используют технические средства обучения на общих основаниях.
Материально-техническое обеспечение ДОО позволяет решать воспитательно-образовательные задачи как в группах общеразвивающей направленности, так и в группах компенсирующей направленности, в том числе с инвалидами и воспитанниками с ОВЗ.
Состояние материально-технической базы соответствует требованиям СанПиН.
В ДОО имеются дополнительные помещения:
—музыкально – спортивный зал;
—методический кабинет;
—медицинский кабинет;
—кабинет инструктора по ФК и музыкального руководителя.
С целью обеспечения условия охраны здоровья воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ, в ДОО обеспечена антитеррористическая и пожарная безопасность. Охрана ДОО в дневное время осуществляется частной охранной организацией, в ночное время — установленной охранной сигнализацией. Пропускной режим в ДОО осуществляет вахтер.
Для этого в ДОО организовано следующее:
—работает тревожная кнопка;
— установлена автоматическая система пожарной сигнализации и оповещения людей о пожаре;
— функционирует система наружного видеонаблюдения;
—центральная калитка оснащена домофоном;
— ограждение ДОО находится в исправном состоянии по всему периметру.
Для обеспечения условий безопасности и охраны здоровья воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ, выполняются все необходимые мероприятия в соответствии с локальными документами ДОО.
В ДОО ведется целенаправленная работа по сохранению и укреплению физического и психического здоровья дошкольников, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ, через сложившуюся систему физкультурно-оздоровительной работы и формированию навыков здорового образа жизни. Серьезное внимание уделяется проведению закаливающих мероприятий, оздоровительным мероприятиям, витаминотерапии, ароматерапии. Физическое развитие детей интегративно включается в воспитательный и образовательный процесс. Коллективом ДОО была разработана модель двигательной активности детей, как в организованной деятельности, так и в процессе самостоятельной нерегламентированной деятельности. Большое внимание с раннего возраста уделяется формированию правильной осанки, двигательных навыков, координации движений.
Созданы необходимые условия для охраны и укрепления здоровья детей, их физического и психического развития. Во всех возрастных группах ДОО были созданы условия для осуществления работы по укреплению здоровья воспитанников, двигательной активности детей в течение дня.
Для успешного решения первостепенной задачи используются различные средства физического воспитания: рациональный режим, сбалансированное питание, профилактика вредных привычек, развитие познавательного интереса к окружающему миру, закаливание (ходьба босиком, облегченная одежда, солнечные и воздушные ванны, гимнастика после сна, точечный массаж и др.) и движения (утренняя гимнастика, развивающие и спортивные упражнения, спортивные и подвижные игры, движения под музыку досуги, образовательная деятельность по физической культуре, игры и др.).
Во всех возрастных группах имеются спортивные уголки, содержание которых пополнено мячами, скакалками, обручами, а также оборудованием и инвентарем, изготовленным педагогами: дорожками здоровья, мешочками для метания, султанчиками, флажками и т.д. Подобраны дидактические игры спортивного содержания, познавательная литература по ознакомлению дошкольников со здоровым образом жизни. На уличных игровых участках в каждой возрастной группы также имеются стационарное и выносное оборудование для организации двигательной активности воспитанников.
Большое внимание уделяется проведению прогулок в холодный период года. Длительность прогулок регулируется в соответствии с погодными условиями, при этом используются варианты гибкого режима дня.
Для обеспечения физической активности воспитанников в холодное время года функционирует музыкально-спортивный зал с необходимым оборудованием и инвентарем.
Дети дошкольных групп полоскают полость рта проточной водой после приема пищи, моют руки по локоть проточной водой. В качестве физкультурных минуток и динамических пауз педагоги групп проводят упражнения пальчиковой гимнастики, танцевальные движения под пение и музыкальное сопровождение, упражнения с рифмованным текстом, а также упражнения на релаксацию.
Важным показателем результатов работы ДОО является здоровье детей. Использование системы оздоровительных и физкультурных мероприятий в соответствии с планом оздоровительной работы с детьми дает положительные результаты.
Медицинское обслуживание воспитанников осуществляется медицинской сестрой и врачом-педиатром ГБУЗ «Абинская ЦБ» МЗ КК. Вакцинация воспитанников проводится только после письменного согласия родителей (законных представителей) в соответствии с национальным календарем проведения профилактических прививок.
Для обеспечения доступа на территорию и в здание ДОО инвалидов и лиц с ОВЗ:
— разработаны локальные акты по организации приема и сопровождению инвалидов и лиц с ОВЗ;
— назначены ответственные лица за работу с инвалидами и лицами с ОВЗ;
— имеется кнопка вызова для инвалидов и лиц с ОВЗ;
— в здании ДОО установлены мнемосхема, указательные знаки с текстовой и графической информацией, выполненные рельефно-точечным шрифтом Брайля;
— на официальном сайте ДОО имеется альтернативная версия для инвалидов по зрению.
За денежные средства, выделенные ДОО в рамках нормативно-подушевого финансирования, было приобретено уличное игровое оборудование на все возрастные группы: машинки, детские скамейки, игровые домики, песочницы с крышками, детская мебель, технологическое оборудование, игры, игрушки, спортивное оборудование.
Оформлены информационные стенды, приобретена и установлена метеостанция, оформлена экологическая тропа по территории ДОО, оборудована дорожка здоровья для проведения корригирующей гимнастики, обновлен огород, кубанское подворье пополнилось атрибутами, обновлена площадка по изучению правил дорожного движения.
Питание — один из важных факторов, обеспечивающих нормальное течение процессов роста, физического и нервно-психического развития ребенка. Ухудшение качества питания приводит к снижению уровня защитно-приспособительных механизмов детского организма и возможному увеличению аллергических реакций, способствует росту болезней органов пищеварения. Поэтому именно качеству питания в нашем детском саду уделяется повышенное внимание.
Рациональное и разнообразное питание детей, состояние их здоровья является предметом особого и постоянного внимания администрации ДОО. Организация питания детей осуществляется в ДОО в соответствии с действующими нормативными документами, локальными актами ДОО.
Питание детей в ДОО организуется в соответствии с СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации общественного питания населения».
СанПиН-2.3/2.4.3590-20
Для инвалидов и лиц с ОВЗ, организовано сбалансированное и разнообразное питание. Обеспечивается ассортимент блюд в соответствии с примерным меню, разработанным по сезонам и возрастным категориям детей. В ДОО имеется картотека технологических карт приготовления блюд, проводится искусственная С-витаминизация блюд. Для инвалидов и лиц с ОВЗ, не имеющих противопоказаний в рационе питания, процесс организации питания осуществляется на общих основаниях в соответствии с примерным меню ДОО.
Согласно режима работы возрастных групп (10,5 часов) ежедневно нашим воспитанникам предлагаются: завтрак, второй завтрак, обед, полдник.
С примерным меню, утвержденным заведующим ДОО, можно ознакомиться на информационном стенде «О здоровом питании» и в информационных уголках для родителей в каждой возрастной группе.
3 декабря Международный день инвалидов
Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ педагогов и обучающихся, в том числе приспособленных для использования лицами с ограниченными возможностями здоровья
Федеральный портал «Российское образование»
Дошкольник.РФ
Иллюстрированный научно — популярный журнал для руководителей всех уровней, методистов, воспитателей детских садов, учителей начальной школы и родителей
Сайт «Воспитатель»
Детский сад.РУ.
Международный образовательный портал «MAAM.RU»
Портал детской безопасности МЧС России
«Обучалки и развивалки для детей
Детская игровая комната
Детский портал «Солнышко»
«Для Детей» — онлайн сайт для детей, родителей и воспитателей.

Электронные образовательные ресурсы о помощи родителям с детьми с ОВЗ
Дверь в мир. Сайт для людей с ограниченными возможностями здоровья
Портал для людей, имеющих инвалидность, сайт для инвалидов и тех, кто рядом с ними
Проект Центра лечебной педагогики «Особое детство»
Родительский клуб. Информационный сайт в помощь семьям с детьми с ОВЗ
Сайт для родителей особых детей

Нормативные документы
Приказ о назначении ответственного лица за работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Приказ о назначении ответственных лиц за организацию приема граждан с ОВЗ

Приказ об организации работы по доступности и предоставляемых услуг гражданам с ОВЗ

Паспорт доступности для инвалидов общественного здания